Авто

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Юрий Каськов: “РЖД проделали большую работу”

– Юрий Никитович, как проводится сегодня мониторинг санитарно-технического состояния объектов железнодорожного транспорта, часто ли проходят проверки и какие ещё формы взаимодействия с ОАО «РЖД» вы используете?
– В настоящее время в структуру Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту входят 15 территориальных отделов на 15 железных дорогах и 7 отделов центрального аппарата. Среди полномочий сотрудников наших структурных подразделений – а их всего 250 человек, и работают они в 76 регионах страны – проведение контрольно-надзорных мероприятий и гигиенический мониторинг.
Что касается плановых проверок, то их проведение регламентируется Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При планировании контрольно-надзорных мероприятий применяется так называемый риск-ориентированный подход, а их периодичность устанавливается в зависимости от классификации хозяйствующих субъектов по уровню риска возможного причинения вреда здоровью человека.
В последние годы наблюдается тенденция снижения количества проверок. Это связано с тем, что в декабре 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам была утверждена программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», целью которой стало снижение административной нагрузки на бизнес.
В результате количество плановых проверок специалистами нашего ведомства с 2013 года уменьшилось на 30%. На 2018 год запланировано чуть более 1000 проверок по соблюдению требований санитарного законодательства по всей сети железных дорог.
С целью дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес в 2018 году были отменены плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей.
Что касается внеплановых проверок, то с января 2017 года основанием для их проведения служит обращение гражданина, в котором он сообщает о нарушении его прав. Впрочем, только в том случае, если заявитель уже обращался за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, но его обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены.
Мы видим, что количество внеплановых проверок снизилось почти в два раза: с 1658 в 2013 году до 836 в 2017-м.
Вместе с тем расширить взаимодействие и консолидировать усилия для поддержания стабильной санитарно-эпидемиологической обстановки на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры позволило соглашение о сотрудничестве, подписанное между Роспотребнадзором и ОАО «РЖД» в декабре 2015 года.
В его рамках проводятся, к примеру, мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности при массовых перевозках в период детских зимних и летних каникул, а также гигиенический мониторинг, работает постоянно действующая комиссия по приёмке составов перед отправлением в рейс. Мы тесно взаимодействовали при проведении в компании Года пассажира и подготовке к чемпионату мира по футболу.

– К слову, о чемпионате мира… На вокзалах городов, принимающих турнир, ваше ведомство открыло специальные консультационные центры. Насколько они востребованы и на какую помощь могут рассчитывать болельщики? 
– Всего работает 17 таких консультационных пунктов. Из них пять на вокзалах Москвы, два – в Санкт-Петербурге, а также в Ростове, Адлере, Олимпийской деревне, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Волгограде, Самаре, Саранске и Рузаевке.
За первые десять дней чемпионата консультативную помощь получили около 300 человек. В основном их вопросы касались организации проезда в поездах, возврата билетов, бесплатного пользования туалетом при наличии паспорта болельщика, его потери. Они интересовались, где можно зарядить мобильные устройства, пообедать и купить сувениры.

– Какова общая динамика обращений граждан по поводу нарушения своих прав? На что чаще жалуются пассажиры?
– В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество обращений граждан увеличилось на 18% – с 446 до 525. Только за 6 месяцев этого года зарегистрировано 393 обращения. Чаще всего люди жалуются на изменения графиков движения электропоездов и отсутствие информации об изменении расписания, переполненность вагонов электричек (29,2% обращений). Санитарным состоянием вагонов и туалетов электропоездов, платформ, курением в электропоездах и на платформах не удовлетворены 21,2% заявителей.
Есть обращения, связанные с нарушениями при приобретении билетов, оплатой за проезд, наличием дополнительного сбора при оформлении билета у контролёров поездов и на станции прибытия (17,1%).
Есть жалобы на несоответствие температурного режима в электропоездах и на вокзалах пригородного сообщения (12,8%), на грубость контролёров и кассиров (9,3%), невозможность воспользоваться туалетами на пригородных вокзалах (9,1%) и отсутствие условий проезда для пассажиров с ограниченными возможностями (1,3%).
В 2017 году из общего количества обращений граждан по поводу услуг в пригородном сообщении 68,3% составили обращения граждан на деятельность АО «Центральная пригородная пассажирская компания» и 17,6% – на деятельность АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».
Также мы видим рост обращений граждан в связи с модернизацией турникетов АО «Центральная пригородная компания» (10% от общего числа обращений по транспортным услугам в 2018 году).

– Какова ситуация с качеством пищевых продуктов и воды в поездах? Вы проверяете, как организовано бортовое питание от сетевых производителей? 
– Продукты и питьевая вода в подвижном составе могут являться факторами риска для здоровья пассажиров, поэтому контролю за их качеством уделяется повышенное внимание как со стороны компании-перевозчика, так и с нашей стороны.
Для поддержания санитарно-эпидемиологической безопасности в подвижном составе разработаны установки для обеззараживания воды и рециркуляционного воздуха. Они прошли экспертизу во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены и показали достаточную эффективность при условии их постоянного обслуживания.
АО «Федеральная пассажирская компания» и Департамент скоростного сообщения ОАО «РЖД» активно внедряют новые формы обслуживания пассажиров с применением современных методик подготовки бортового питания (по аналогии с авиационным транспортом), предварительно согласовывая с управлением технологию приготовления блюд, меню.

– Зачастую на объектах железнодорожной инфраструктуры ведётся несанкционированная торговля. Эту проблему можно решить? Если да, то как?
– Не будем забывать, что такая торговля создаёт риски не только для здоровья, но и жизни пассажиров. Ведётся она без соблюдения каких бы то ни было санитарных норм и правил. Документов, подтверждающих безопасность продуктов питания и промышленных товаров, у таких торговцев нет, как и санитарных книжек, подтверждающих их собственное здоровье.
Несанкционированная торговля, увы, распространена повсеместно, и борьба с ней возможна только совместными усилиями всех государственных и муниципальных органов власти, а также самих граждан – неравнодушных потребителей, которые должны сообщать о фактах нарушений их прав.
В рамках борьбы с несанкционированной торговлей утверждён План мероприятий по пресечению фактов незаконной торговли на объектах транспортной инфраструктуры на 2017–2018 годы. Он предусматривает проведение комплекса совместных с ОАО «РЖД», с управлениями на транспорте МВД России и Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту мероприятий (в том числе специальных рейдов), направленных на обеспечение охраны потребительского рынка, объектов железнодорожной инфраструктуры от незаконного оборота фальсифицированных, некачественных товаров.

– Как меняется ситуация с доступностью объектов железнодорожного транспорта для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья? 
– Должен сказать, что за последние годы компанией проделана большая работа по обеспечению доступности железнодорожного транспорта для маломобильных пассажиров. На сегодняшний день для них адаптировано более 40% всех железнодорожных вокзалов. При реконструкции или строительстве новых вокзальных комплексов ещё на стадии проекта учитываются стандарты безбарьерной среды.
При подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года дополнительно для граждан с ограниченными возможностями здоровья адаптированы девять вокзалов – Витебский, Московский и Финляндский в Санкт-Петербурге, вокзалы в Екатеринбурге, Самаре, Саранске, Ростове, Рузаевке и Калининграде.
За три последних года специалистами управления проверены все вокзальные комплексы. Среди нарушений – отсутствие пандусов и пассажирских лифтов, мест в залах ожидания и на предприятиях питания, специальных передвижных подъёмников и переносных рамп для посадки, специальных кабин в общественных туалетах. Где-то отсутствовали система информации для людей с пониженным зрением, специально оборудованные кассы с пониженным прилавком для инвалидов-колясочников, оборудованные индукционными петлями для слабослышащих кассы.
По материалам проверок и результатам рассмотрения обращений граждан эти недостатки устраняются. На вокзалах создаётся безбарьерная среда, в частности наносятся тактильные линии для слабовидящих, в туалетных комнатах оборудуются специализированные кабины.
Что касается поездов дальнего следования, то в настоящее время на сети железных дорог эксплуатируются 646 штабных вагонов, оборудованных купе для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая, что специальные купе для проезда инвалидов-колясочников входят в составы фирменных поездов, а льготы по бесплатному проезду инвалидам предоставляются для проезда в пассажирских поездах, по представлению Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту снят признак «фирменности» со всех мест, предназначенных для перевозки инвалидов в фирменных поездах формирования АО «Федеральная пассажирская компания».

– Как взаимодействуют Роспотребнадзор и ОАО «РЖД» в период летней оздоровительной кампании? Есть ли у вас нарекания к ведомственным детским лагерям в плане их подготовки к нынешнему летнему сезону?
– Напомню, в 2018 году по сети железных дорог работают 79 летних оздоровительных учреждений, в которых отдохнут и поправят своё здоровье более 50 тыс. детей.
В связи с изменениями в законодательстве с 2018 года предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии или несоответствии деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Перед началом оздоровительного сезона 2018 года все летние детские учреждения ОАО «РЖД» получили положительные санитарно-эпидемиологические заключения.
Согласно постановлению Правительства РФ № 944 плановые проверки проводятся перед открытием и в период каждой смены в лагере.
Контролируются условия пребывания детей, организация питания, оздоровительных процедур, мероприятия по недопущению возникновения инфекционных болезней. В этом плане мы тесно взаимодействуем с Департаментом социального развития ОАО «РЖД» и Роспрофжелом. В основном все возникающие вопросы решаются оперативно, в рабочем порядке.

– Какова роль ведомства в обеспечении безопасности при перевозках организованных групп детей? 
– Надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей – приоритетное направление нашей деятельности.
Ежегодно ведётся контроль за перевозкой около 9 тыс. организованных групп, в составе которых следуют более 360 тыс. детей. Обследуются более 3 тыс. объектов пассажирского комплекса, в этом задействованных. Нарушения выявляются в 2,6% проверок. В их структуре преобладают неудовлетворительное санитарное состояние, недостатки в оснащении оборудованием и инвентарём, работе вентиляции, нарушении температурного режима. Лабораторными методами исследуются более 4,5 тыс. проб питьевой воды.
Особое внимание уделяется вопросам организации питания в пути следования. Так, в 2017 году охват детей, обеспеченных горячим питанием в пути следования, увеличился на 13% по сравнению с 2013 годом и составил 87%.

– Одно из ключевых направлений деятельности Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – охрана труда и санитарно-эпидемиологическое благополучие железнодорожников. Как вы оцениваете работу компании по улучшению условий труда работников? 
– Сохранение профессионального долголетия железнодорожников – совместная задача ОАО «РЖД» и Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
В этом плане между компанией и нашим ведомством исторически сложились продуктивные рабочие взаимоотношения. На протяжении последних 8 лет создана и успешно работает Центральная комиссия по охране труда и здоровья работников ОАО «РЖД» под председательством главного инженера компании и сопредседательством главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту, на уровне дорог функционируют региональные комиссии. На заседания центральной и региональных комиссий выносятся актуальные вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и медицинского обеспечения железнодорожников, вырабатываются необходимые мероприятия. Основное внимание при этом уделяется работникам локомотивных бригад – их условиям труда, отдыха и питания. По результатам ежегодных проверок руководителям компании направляются предложения по улучшению условий труда железнодорожников, которые скрупулёзно разбираются и принимаются к реализации.

– Каков сегодня удельный вес рабочих мест, не соответствующих нормам по шуму и вибрации? Ведь львиная доля профзаболеваний машинистов связана с воздействием именно этих физических факторов. 
– В структуре профессиональной заболеваемости основной удельный вес занимает профессиональная тугоухость – 80%. Удельный вес вибрационной болезни среди работников ОАО «РЖД» не столь велик и составляет около 3%.
За последние 4 года отмечается снижение удельного веса рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по уровню вибрации, с 35,7% до 11,6%, по уровню шума – с 22,5% до 20,7%.

– На железной дороге внедряются новые технологии, появляются новые виды подвижного состава. И вместе с тем возникают и новые производственные факторы, которые могут оказывать негативное влияние на здоровье работника. Какие задачи встают в связи с этим перед физиологами труда?
– Новые виды продукции проходят обязательную экспертизу в аккредитованных учреждениях Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. Это ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», в штате которых трудятся высококвалифицированные специалисты по физиологии труда, экспертизе новой техники и технической документации на её изготовление.
Необходимо отдать должное руководству компании «РЖД» – после проведения административной реформы алгоритм аккредитации новой продукции на предмет её соответствия требованиям санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании был сохранён.
При внедрении новых технологий, интенсификации трудового процесса задача наших специалистов – изучить влияние химических и физических факторов трудового процесса на здоровье работников и при необходимости скорректировать допустимые величины вредных производственных факторов, разработать новые эргономические требования к рабочим местам, режимы труда и отдыха.
Всё это позволяет с высокой степенью минимизировать риски для здоровья и работников железнодорожного транспорта, и пассажиров.

Юрий Никитович Каськов назначен руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту 5 мая 2005 года. Является главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту Российской Федерации.
Имеет высшее медицинское образование по специальности «гигиена, санитария, эпидемиология». В 1987 году окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова, доктор медицинских наук.
Работал врачом-эпидемиологом, начальником отдела госсанэпиднадзора Департамента ГСЭН МПС России, заместителем начальника отдела Управления санитарной охраны Роспотребнадзора.
Награждён почётной грамотой Минздрава России «За заслуги в области здравоохранения», именными часами министра путей сообщения «За добросовестный труд на железнодорожном транспорте», нагрудным знаком «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» II степени.
Источник: газета “Гудок”
Editor

Последние статьи

В трех регионах России повысят транспортный налог

В России готовятся изменения в налоговой системе для автовладельцев. В трех регионах - Новосибирской, Оренбургской…

5 часов назад

На Камчатке за неделю третий раз в аварию попала машина скорой

На Камчатке снова произошло ДТП с участием машины скорой помощи. По данным регионального Минздрава, это…

9 часов назад

В России взлетели цены на автомобили Changan

На российском рынке автомобилей марки Changan заметно изменились цены на весь модельный ряд. Компания отменила…

20 часов назад

Нижегородцев ждет повышение цен на безналичный проезд

В Нижнем Новгороде рассматривают идею отменить скидку для пассажиров, которые платят за проезд банковской картой.…

24 часа назад

С 2026 года на российских дорогах появятся новые знаки для водителей

С 1 января 2026 года на дорогах России начнут устанавливать новые дорожные знаки, а часть…

1 день назад

С 14 по 16 ноября пройдет выставка Московское Автошоу

В ноябре 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Патриот ЭКСПО» пройдет масштабный смотр автомобилей. С 14…

2 дня назад