Фото: АвтоВАЗ
Бизнес открывает новые возможности для автопроизводителей на пути к технологической независимости
Два года назад Президент поручил добиться инженерной независимости российского автопрома, с тех пор ведется планомерная работа. Отрасль восстанавливается, фиксируется рост объемов производств, автозаводы возобновляют работу после простоя.
По итогам прошлого года автопроизводство в России увеличилось на 16%, всего с конвейера сошли 720 тыс. автомобилей.
Однако остаются трудности с обеспечением российских автозаводов отечественными комплектующими. Несмотря на высокую степень локализации сырья для изготовления автозапчастей (более 70%), большую часть расходных материалов продолжают поставлять из-за рубежа. По оценке экспертов, отечественному автопрому критически не хватает почти 800 компонентов, которые могли бы производиться в России.
Российская автомобильная отрасль в последние годы переживает этап активной трансформации. Осознавая важность сотрудничества и синергии, крупные участники рынка углубляют взаимодействие по всей цепочке, начинающейся с разработок отечественного сырья, продолжая производителями автокомпонентов и доходя до автоконцернов, объединяя усилия и экспертизу, работают над совместными проектами, обмениваясь опытом и технологиями. Это позволяет оптимизировать производственные процессы, ускорять внедрение инноваций и повышать технологический суверенитет российского автопрома.
Фокус на инженерную независимость российского автопрома
Минпромторг обсуждает с бизнес-сообществом возможность исключения некоторых автомобильных брендов (групп товаров) из списка параллельного импорта. Речь прежде всего идет о запчастях и автокомпонентах. Эксперты видят в этом стремление защитить и развивать российскую автомобильную промышленность. Ограничение параллельного импорта решает несколько задач, включая снижение объема контрафакта и регулирование цен на легальную продукцию.
В планах нарастить производство автомобилей в России до уровня 1,3 млн штук в год и выше в горизонте ближайших 3–4 лет. При этом более 70% продаж в стране должны составлять автомобили российского производства.
Для этого требуется дополнительная поддержка автопрома, в том числе в части НИОКР — это стимулировало бы российских автопроизводителей создавать технически сложные агрегаты и развивать собственный инжиниринг. Это необходимо для восстановления сектора после ухода иностранных компаний.
Полимеры – драйвер локализации
Полимеры – один из основных материалов для производства комплектующих. До 50% деталей современного автомобиля изготавливаются из синтетических материалов. Так, доля полимеров в общем весе легкового автомобиля или кроссовера с ДВС достигает порядка 120–150 кг, а в электромобиле – до 200 кг.
Переход к полимерным решениям может стать драйвером локализации производств автозапчастей и развития отечественного шинного производства, поскольку сырье в России доступно, а готовые изделия обладают высоким потенциалом спроса.
Для стимулирования отрасли требуется разработка новых специальных марок для критически важных комплектующих и создание универсальных продуктовых решений. Важным шагом на пути к технологической независимости является замещение импортного сырья отечественными продуктами.
Ведущий отечественный производитель полимеров СИБУР непрерывно ведет разработку специфических марок для автомобильной промышленности, ранее не выпускавшихся в России. С начала 2022 года на рынке стали доступны новые марки ПП, ПЭ, АБС, ПК и каучуков. Потенциал импортозамещения синтетических компонентов в перспективе 5–7 лет оценивается на уровне около 85 тыс. тонн в год для продуктов при производстве автокомпонентов (автосветотехники, деталей интерьера и экстерьера, вибро и шумоизоляции, топливных баков и шин).
Инструменты поддержки отрасли
На рынке уже успешно реализуются программы поддержки участников отрасли. Разработанные меры позволяют повышать эффективность производственных процессов и комплексно подходить к решению задач по стратегическим направлениям.
Например, в рамках работы по импортозамещению СИБУР предлагает производителям специальное ценообразование на покупку отечественного сырья для фокусного замещения импортных готовых изделий. В работе более 50 проектов с потенциалом около 85 тыс. тонн в год. Программа разработана с целью ускоренного импортозамещения в готовых изделиях за счет развития локальной переработки.
Так по запросу АвтоВАЗа была создана специальная марка полиэтилена, не уступающая по качеству и свойствам зарубежному аналогу, в автомобильных топливных баках. Ранее для производства таких баков использовался импортный полиэтилен, однако прекращение его поставок стало причиной проблем со снабжением сырьем, что могло привести к остановке производства.
Локализованный материал станет в том числе основой топливной системы для новой модификации Lada Vesta NG 2023.
Доступ производителей автокомпонентов к этому продукту обеспечивает бесперебойный выпуск российских автомобилей.
Есть и другие кейсы, в том числе и экспортной поддержки. В них заинтересованы заводы, у которых есть недозагруженные мощности в РФ. Инструмент эффективен для предприятий, которые хотят продавать свою продукцию за рубежом, но испытывают трудности с налаживанием поставок по причине высокой стоимости логистики до целевых рынков, входных барьеров либо сложного ценообразования на готовую продукцию, которое отличается от российских практик. Благодаря собственной ценовой поддержке и специальному ценообразованию от СИБУРа, отечественные производители получают возможность заходить на экспортные рынки.
Дополнительный стимул развития отечественного производства компонентной базы – субституция материалов. Отраслевая программа поддержки подразумевает специальные коммерческие условия на целевой объем сырья для обеспечения конкурентоспособности по отношению к традиционным решениям из стекла, дерева, металла и др.
На текущий момент ведутся активные разработки решений для развития сегмента.
Кроме того, на рынке практикуется поддержка переработчиков по части расширения производственных мощностей. Суть инструмента – в специальном ценообразовании на сырье, с помощью которого переработчик может улучшить инвестиционную модель бизнеса. Это можно осуществить несколькими способами: например, использовать частичную компенсацию процентов по займу на новое оборудование либо сократить срок окупаемости проекта. Комплекс позволяет анализировать сегменты с дефицитом мощностей, поддерживать участников рынка как на этапе инвестирования в новые мощности, так и при запуске производства и выходе на рабочий режим.
Совместными усилиями к стабильному росту
Активное сотрудничество в автомобильной отрасли – это не просто тренд, а осознанный выбор, направленный на устойчивое развитие и достижение общих целей. Участники рынка налаживают собственные связи, что позволит укреплять позиции российского автомобилестроения.
В этом ключе СИБУР пересмотрел подход к бизнесу и перешел на структуру отраслевых дивизионов. Такая модель открывает новые возможности для дальнейшего развития автопрома.
Специалисты дивизиона «Транспорт» совместно с другими участниками рынка сосредоточатся на разработке комплексных решений.
Это обеспечит увеличение эффективности и экономики производителей авто, позволит успешно замещать импорт сырья и готовых изделий (как автозапчастей, так и автомобилей), повышая технологический суверенитет отечественного автомобилестроения.
Участники рынка готовы к партнерствам: совместной разработке продуктовых решений и созданию новых материалов под требования отрасли.
Итогом станет эффективное взаимодействие по всей цепочке от сырья до готового автомобиля.
При этом достижение синергии возможно не только на рынке РФ, но и по географии СНГ, позволяя российским игрокам более успешно выстраивать взаимодействие на международном уровне, что расширит экспортные возможности.
На заводе «Автомобильные технологии» начали выпускать Haval M6 по полному циклу производства. Торжественный старт работы конвейера приурочили к 15-летию…
Китайский кроссовер Geely Monjaro остается одним из лидеров российского рынка, особенно в Москве, где в…
Российская премьера кроссовера Tenet T8 состоится 3 августа в Санкт-Петербурге. Показ пройдет в рамках полумарафона…
Китайский автопроизводитель Haval изменил стоимость кроссовера H3 на российском рынке. Часть модификаций подешевела, а на…
Специалисты Росстандарта прокомментировали ситуацию с запретом ввоза ряда китайских грузовиков на территорию России. В ведомстве…
В первой половине года спрос на новые автомобили в Санкт-Петербурге сократился на 28% по сравнению…